Группа «Солнышко» МДОУ детский сад №4 «Ивушка», село Бакуры

Юридическая информация: администратором (и лицом несущим всю ответственность за всё содержание, включая файлы) сайта 20038.maam.ru и данной страницы является пользователь МААМ Татьяна Толмачева (УИ №445461, действует на основе Пользовательского Соглашения МААМ). СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Отчёт по самообразованию «Формирование представлений о малой родине у дошкольников» - 2021-22г

В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным  дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.

Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении.

Цель:  создание условий для успешного развития у детей дошкольного возраста первичных представлений о малой родине и Отечестве.

Задачи:

- Оповысить профессиональные компетентность и мастерство, теоретический и общекультурный  уровни  путем самообразования  в области  познавательного  развития детей старшего дошкольного возраста;

 - Осоздать методическую базу (специальная литература, тематическое планирование, методические разработки) по патриотическому воспитанию;

 - Опродолжать создавать в образовательном пространстве группы условия, способствующие формированию у детей дошкольного возраста первичных представлений  - О малой родине и Отечестве, используя заинтересованность и потенциал педагогов, родителей, детей; 

 - Оизучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме, теоретические основы успешного развитияу детей дошкольного возраста первичных представлений о малой родине и Отечестве;

 - Оисследовать актуальность проблемы в рамках ДОУ д/сада «Ивушка»;

 - Опривлечь родителей к организации совместной воспитательно – образовательной работы с детьми;

 - Оразвить творческий потенциал в своей профессиональной деятельности.

Яркие впечатления о родном крае, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

  Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты  показали необходимость углублённой работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием.

  Провела диагностику уровня знаний детей разновозрастной группы «Солнышко» о родном селе. Диагностика показала, что  у детей  недостаточно знаний о поселке, его истории,  об особенностях традиций, знаменитых людях.

    Проведенное среди родителей анкетирование подтвердило потребность в ознакомлении детей и родителей с родным поселком.

    Изучив результаты диагностики, определила цель, задачи, содержание работы по данной теме, наметила пути их реализации в подготовительной группе.

В течении учебного года продолжала расширять и систематизировать знания детей и родителей о родном поселке.

В процессе знакомства с обычаями, традициями, зародившимися в наших краях у детей формировалось уважительное отношения к истории нашего села Бакуры, к его культурным ценностям.

При организации своей работы я опиралась на теоретические и практические исследования отечественных педагогов: Н.А. Зеленовой, Л.Е.Осиповой, Е.И.Шаламовой которые считают, что базовым формирования у детей любви к Родине следует считать накопления ими социального опыта  жизни в своем поселке, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений приобщение к миру культуры.

В течении всего учебного года, я изучала опыт работы других педагогов в интернете. Анализировала статьи, делала для себя выводы, интересный материал реализовала в своей группе.

  Для эффективной, систематической работы разработала  перспективный план по теме«Формирование  представлений о малой родине у дошкольников».

  Проанализировав возможности предметно-развивающей среды в группе, мною были созданы:

· Нравственно-патриотический уголок,

· Дополнительные атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Больница», «Ремонтная мастерская», «Почта», «Школа» и др.

· Подобрана художественная литература (стихи, рассказы, пословицы и поговорки о малой Родине),

· Оформлены альбомы с фотографиями «Родной край», «Герои нашего поселка», «Профессии моих родителей», «Природа моего края».

В процессе непосредственно-образовательной деятельности знакомила детей с историей села, архитектурой прошлого и настоящего, с символикой и названиями улиц, а также с его жителями и их профессиями. Проведены занятия: «День народного единства», «Моя улица», «История родного селаа», «Дома на нашей улице», презентация «Родной край», «День Победы» и др.

Закрепление знаний о родном селе проходило через различные виды игр:

· Дидактические: «Мое село», «Сложи герб», «Парные картинки», «Достопримечательности родного края», «Кто, где живёт»;

· Сюжетно-ролевые: «Семья», «Школа», «Детский сад», «Строим дом», «Защитники Отечества»;

· Народные игры: «Ляпы», «Идет козел дорогою, «Горшок» и.т.д.

  Чувство к малой родине начинается с восхищения того, что видит перед собой маленький человек. На экскурсиях по территории детского сада дети знакомились с родной природой в разные времена года. На прогулках знакомились с близлежащими зданиями: школа, больница, почта, дома, котельная, рассматривали их этажность, архитектуру, говорили о назначении этих зданий.

  Для успешного достижения цели необходима согласованная совместная работа участников образовательного процесса: детей, воспитателей и родителей.

Родители принимали активное участие в жизни группы.  Большое значение имеет и приобщение к народным праздникам и традициям. В детском саду  и в семье вспоминали народные праздники и традиции: «Синичкин день»,  «Екатерина - санница», «Рождество», «Масленица», «Жаворонки», «Пасха» и др.

Результаты диагностики в конце учебного года показали:

- расширились представления детей о родном поселке;

- повысился интерес детей к жизни нашего края.

На данный момент можно сделать следующие выводы: дети четко понимают, что такое «малая родина», это  часть огромной нашей Родины » и не путают эти два понятия.

14 ноября 2024 в 13:50

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.