Группа «Солнышко» МДОУ детский сад №4 «Ивушка», село Бакуры
Юридическая информация: администратором (и лицом несущим всю ответственность за всё содержание, включая файлы) сайта 20038.maam.ru и данной страницы является пользователь МААМ Татьяна Толмачева (УИ №445461, действует на основе Пользовательского Соглашения МААМ). СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. |
Отчёт по самообразованию «Формирование представлений о малой родине у дошкольников» - 2021-22гВ настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования. Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении. Цель: создание условий для успешного развития у детей дошкольного возраста первичных представлений о малой родине и Отечестве. Задачи: - Оповысить профессиональные компетентность и мастерство, теоретический и общекультурный уровни путем самообразования в области познавательного развития детей старшего дошкольного возраста; - Осоздать методическую базу (специальная литература, тематическое планирование, методические разработки) по патриотическому воспитанию; - Опродолжать создавать в образовательном пространстве группы условия, способствующие формированию у детей дошкольного возраста первичных представлений - О малой родине и Отечестве, используя заинтересованность и потенциал педагогов, родителей, детей; - Оизучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме, теоретические основы успешного развитияу детей дошкольного возраста первичных представлений о малой родине и Отечестве; - Оисследовать актуальность проблемы в рамках ДОУ д/сада «Ивушка»; - Опривлечь родителей к организации совместной воспитательно – образовательной работы с детьми; - Оразвить творческий потенциал в своей профессиональной деятельности. Яркие впечатления о родном крае, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце. Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты показали необходимость углублённой работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Провела диагностику уровня знаний детей разновозрастной группы «Солнышко» о родном селе. Диагностика показала, что у детей недостаточно знаний о поселке, его истории, об особенностях традиций, знаменитых людях. Проведенное среди родителей анкетирование подтвердило потребность в ознакомлении детей и родителей с родным поселком. Изучив результаты диагностики, определила цель, задачи, содержание работы по данной теме, наметила пути их реализации в подготовительной группе. В течении учебного года продолжала расширять и систематизировать знания детей и родителей о родном поселке. В процессе знакомства с обычаями, традициями, зародившимися в наших краях у детей формировалось уважительное отношения к истории нашего села Бакуры, к его культурным ценностям. При организации своей работы я опиралась на теоретические и практические исследования отечественных педагогов: Н.А. Зеленовой, Л.Е.Осиповой, Е.И.Шаламовой которые считают, что базовым формирования у детей любви к Родине следует считать накопления ими социального опыта жизни в своем поселке, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений приобщение к миру культуры. В течении всего учебного года, я изучала опыт работы других педагогов в интернете. Анализировала статьи, делала для себя выводы, интересный материал реализовала в своей группе. Для эффективной, систематической работы разработала перспективный план по теме«Формирование представлений о малой родине у дошкольников». Проанализировав возможности предметно-развивающей среды в группе, мною были созданы: · Нравственно-патриотический уголок, · Дополнительные атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Больница», «Ремонтная мастерская», «Почта», «Школа» и др. · Подобрана художественная литература (стихи, рассказы, пословицы и поговорки о малой Родине), · Оформлены альбомы с фотографиями «Родной край», «Герои нашего поселка», «Профессии моих родителей», «Природа моего края». В процессе непосредственно-образовательной деятельности знакомила детей с историей села, архитектурой прошлого и настоящего, с символикой и названиями улиц, а также с его жителями и их профессиями. Проведены занятия: «День народного единства», «Моя улица», «История родного селаа», «Дома на нашей улице», презентация «Родной край», «День Победы» и др. Закрепление знаний о родном селе проходило через различные виды игр: · Дидактические: «Мое село», «Сложи герб», «Парные картинки», «Достопримечательности родного края», «Кто, где живёт»; · Сюжетно-ролевые: «Семья», «Школа», «Детский сад», «Строим дом», «Защитники Отечества»; · Народные игры: «Ляпы», «Идет козел дорогою, «Горшок» и.т.д. Чувство к малой родине начинается с восхищения того, что видит перед собой маленький человек. На экскурсиях по территории детского сада дети знакомились с родной природой в разные времена года. На прогулках знакомились с близлежащими зданиями: школа, больница, почта, дома, котельная, рассматривали их этажность, архитектуру, говорили о назначении этих зданий. Для успешного достижения цели необходима согласованная совместная работа участников образовательного процесса: детей, воспитателей и родителей. Родители принимали активное участие в жизни группы. Большое значение имеет и приобщение к народным праздникам и традициям. В детском саду и в семье вспоминали народные праздники и традиции: «Синичкин день», «Екатерина - санница», «Рождество», «Масленица», «Жаворонки», «Пасха» и др. Результаты диагностики в конце учебного года показали: - расширились представления детей о родном поселке; - повысился интерес детей к жизни нашего края. На данный момент можно сделать следующие выводы: дети четко понимают, что такое «малая родина», это часть огромной нашей Родины » и не путают эти два понятия. 14 ноября 2024 в 13:50
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.