Группа «Солнышко» МДОУ детский сад №4 «Ивушка», село Бакуры

Юридическая информация: администратором (и лицом несущим всю ответственность за всё содержание, включая файлы) сайта 20038.maam.ru и данной страницы является пользователь МААМ Татьяна Толмачева (УИ №445461, действует на основе Пользовательского Соглашения МААМ). СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

ДОКЛАД РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ НА ТЕМУ: «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьями воспитанников».

Цель: Приобщение семьи к духовно- нравственному воспитанию дошкольников.

Задачи:

1.Узнать о семьях, их интересах,  семейных традициях, познакомиться друг с другом поближе.

2. Довести до понимания родителей ценности  передачи подрастающему поколению знания, умения и навыки, накопленные предыдущими поколениями.

3. Повышение педагогической культуры родителей, через традиции семьи.

4. Укреплять и поддерживать  связь с семьей, устанавливать отношения доверия и сотрудничества, через основы народной педагогики.

5. Побуждать  родителей к обмену опытом для  активизации  их потребность анализировать собственные удачи и просчеты, соотносить их с приемами и способами воспитания, применяемыми в аналогичных ситуациях старшим поколением.

В. А. Сухомлинский писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Ход собрания

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

Будущее – это наши дети, и именно их нужно воспитывать в духе традиций, уважения и любви. Основы духовно- нравственного воспитания закладываются у ребенка с рождения, а дошкольный возраст самый восприимчивый период детства для формирования духовно- нравственных основ. Нельзя упустить это золотое время.

Понятие духовность определяется как состояние близости души и внутреннего мира человека. Нравственность- это твердая решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести.

Суть духовно - нравственного воспитания состоит в том, чтобы:

-воспитывать у ребенка чувство любви и привязанности к своей семье, родным, дому, детскому саду, улице, селу;

-формировать бережное отношение к природе родного края, любовь ко всему живому;

-воспитывать уважение к труду взрослых;

-развивать интерес к русским традициям и промыслам;

-расширять представления детей о городах России;

-формировать чувство гордости за свою Родину, за достижения своей страны и т. д.

Многие люди думают, что духовно- нравственное воспитание происходит через религию. Отчасти они правы. Неоценим вклад церкви в духовно-нравственном воспитании. Сила православия заключается в приоритете духовных ценностей над материальными благами. Духовный мир  православия, учит добру, любви, истине, правде, красоте, человечности, сочувствию, в приоритет ставятся такие ценности, как Родина, семья, долг, подвиг. Все это возможно, через чтение Библии, законов божьих, праздновании православных праздников.

Среди средств, способствующих духовно- нравственному воспитанию большое значение имеет личный пример взрослого, родителя. Родители должны понимать, что дети впитывают и копируют наше поведение(если дети видят, что взрослые обманывают, грубо разговаривают, то и ребенок будет говорить неправду, врать, грубить, и, наоборот, в семьях, где родители спокойные, добрые и ребенок будет таковым).

Также средством духовно – нравственного воспитания является умение делиться, это признак духовности, благополучия. Поэтому чаще показывайте ребенку, как вам нравиться преподносить подарки ближним, говорите, что вы испытываете при этом радость, не обязательно делиться чем-то материальным, можно поделиться хорошим настроением, улыбкой, тем, что принесет радость другому человеку.

Также строгая дисциплина не является залогом хорошего духовно- нравственного воспитания. Однако и впадать в крайность и давать детям полную свободу действий тоже неправильно. Важно приучать к порядку, но не перегружать их  строгость следует проявлять в случаях обмана, воровства и насилия.

Еще одним из средств, способствующих духовно- нравственному воспитанию является чтение художественных произведений, сказок, где добро побеждает зло, откуда дети видят положительных, добрых героев. Многие художественные произведения учат любить родную природу, Родину, дети учатся героизму, подвигам.

В нашем детском саду для духовно- нравственного воспитания организуются проведение сезонных праздников: осенью- «Праздник осени, день Матери», зимой-«Новый год», весной-«8 Марта, Праздник птиц, Масленица, Пасха». Характерной особенностью работы по формированию духовно- нравственного отношения к культурному наследию является приобщение к культуре и быту крестьян. У нас созданы уголки, народного творчества, уголок патриотического воспитания, откуда дети черпают традиции русского народа, приобщаются к культурному наследию. Большое значение в детском саду отводится чтению сказок, художественных произведений, русского народного фольклора. Родители должны стать помощниками и союзниками воспитателей.

 Маленький ребенок воспринимает мир глазами взрослых- его родителей. Папа и мама формируют детскую картину мира с самой первой встречи со своим малышом. В каждой семье есть свои семейные традиции. Семейные традиции - это присущие семье нормы и стиль поведения, привычки, взгляды, а также традиции, что передаются по наследству. Существуют также и семейные обычаи - установленный порядок поведения в быту. Семейные традиции помогают нормально взаимодействовать с обществом, делают сплоченной семью, укрепляют родственные связи.

Хорошие семейные традиции вносят положительный вклад в духовно- нравственном воспитании детей.

Основные виды семейных традиций:

- общие игры с детьми;

-традиции гостеприимства, совместные обеды всех членов семьи;

-празднование значительных событий в семье: юбилеев, успехов, достижений;

-традиции наказания и поощрения, это стимулирует ребенка контролировать свои действия;

-сказки перед сном;

-пожелания спокойной ночи, доброго утра, поцелуй на ночь;

-поездки, прогулки всей семьей, походы- развивают духовные чувства ребенка;

-семейные праздники и традиции, посвященные детям, например, день Рождения (подарки,  подготовка).

В семейных кругах, где существуют и соблюдаются традиции семейного воспитания, дети прислушиваются к мнению родителей, а родители проявляют внимание к своим детям, их проблемам.

Рассмотрим СИТУАЦИИ

1.СИТУАЦИЯ: Мальчик был наказан. Он получил две двойки. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт.

 Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?

 ЗАКОН: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.

 2.СИТУАЦИЯ: Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация?

 ЗАКОН: Основы трудолюбия должны закладываться с детства.

3.СИТУАЦИЯ: Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она пришла из школы, помыла посуду, приготовила обед. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать. После ужина мама сказала спасибо и ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на ее месте?

 ЗАКОН: Ребёнок нуждается в ласке, похвале.

 4.СИТУАЦИЯ: Мама пришла с работы, сын встретил её у подъезда, чтобы помочь нести сумки на пятый этаж. Дома предлагает ей тапочки и накрывает на стол. После ужина мальчик сел выполнять домашнее задание по русскому языку вместе с мамой, так как не мог справиться сам. Мама объяснила ему задание, проверила дневник, похвалила за «5» и нежно обняла его. Как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между членами этой семьи?

ЗАКОН: Уважительного отношения членов семьи друг к другу.

 5.СИТУАЦИЯ: В семье двое детей: брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра — в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это. О чем мы не должны забывать при воспитании детей разного возраста?

 ЗАКОН: В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.

 ВЫВОД: Если эти законы в семье пополняются, значит, ребёнок состоится как личность.

 Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие...

 Подведём итоги:

Ребенок вырастает не сам по себе. Он, как веточка на дереве, которое корнями уходит в глубину прошлого. Семья — это целостный организм. И проблемы молодого росточка — это, в первую очередь, проблемы почвы, на которой он растет. Дерево семьи питается соками родительской любви. Те, кто хочет действительно справиться с проблемами детей, пусть посмотрит, прежде всего, на себя!». Наличие безусловной любви к ребенку. Именно этот момент является решающим в становлении личности ребенка и определяет состояние его духовного и физического здоровья в будущем. «Полюби ближнего как самого себя…» Только безусловная родительская любовь создает ту благодатную атмосферу, которой пропитывается ребенок и впоследствии несет в мир. Если кто из нас, взрослых, оглянется назад и увидит в своем детстве: свет, тепло, любовь…, — тогда это и будет главным достоянием жизни.

1 октября 2024 в 12:44

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.