Группа «Солнышко» МДОУ детский сад №4 «Ивушка», село Бакуры

Юридическая информация: администратором (и лицом несущим всю ответственность за всё содержание, включая файлы) сайта 20038.maam.ru и данной страницы является пользователь МААМ Татьяна Толмачева (УИ №445461, действует на основе Пользовательского Соглашения МААМ). СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Консультация для родителей разновозрастной группы «Солнышко» на тему: «Первые трудовые поручения детям».

«Детство не должно быть постоянным праздником - если нет трудового напряжения,  посильного для  детей,  для  ребенка  останется  недоступным  и счастье труда. Высшая  педагогическая  мудрость трудового воспитания заключается в  том, чтобы  утвердить в детском сердце народное  отношение  к труду.  Труд  для  народа является не только  жизненной  необходимостью, без которой  немыслимо человеческое  существование,  но  и  сферой  многогранных проявлений духовной  жизни,  духовного богатства личности.

В труде раскрывается богатство  человеческих  отношений».

Сухомлинский В.А.

 

Воспитатель:

Толмачева Т.Г.

Многие родители рано слышат от детей «Я сам». Хотя делать сами ещё не умеют, но желание и стремление к этому уже проявляют. Очень важно стремление ребенка к самостоятельности, к деятельному участию в элементарных буднях семьи. Приучая ребенка трудиться, необходимо, прежде всего, быть последовательными и требовательными к себе. Дети наблюдательны. Постоянный собственный пример трудолюбия и аккуратности позволит вам быть требовательными к ребенку. Ведь он многое делает по подражанию, и если в нас видит людей трудолюбивых, то легче и нам формировать у него трудолюбие.

Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно. Особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка имеет труд. В труде формируются такие качества личности, как ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициатива.

В дошкольном возрасте детям посильны четыре вида труда.

Самообслуживание – формирование навыков еды, умывания, раздевания и одевания; развитие умений пользоваться предметами гигиены (туалетом, носовым платком, полотенцем, зубной щеткой, расческой, щеткой для одежды и обуви и пр.); воспитание бережного отношения к своим вещам и предметам быта.

В детсаду — дежурство по столовой, в зеленом уголке т.д. И важно не заставлять, а приучать ребенка к трудовому усилию. Терпеливо, напористо, постепенно. Принуждение к труду может вызвать у него протест. Овладев навыками самообслуживания, ребенок не только может обслужить себя, но и приучается к аккуратности.

Хозяйственно-бытовой труд – Именно бытовой труд закладывает основу трудового воспитания. Развитие у детей хозяйственных трудовых навыков в быту (протирание и мытье игрушек, детской и кукольной мебели, стирка кукольного и детского (носочки, платочки и т.д.) белья, уборка игрушек и наведение порядка в комнате, помощь родителям по кухне.

Обратите внимание, как, понаблюдав за мамой на кухне, девочки в игре начинают и сами «варить борщ», а мальчики старательно «делают ремонт автомобиля». Такая игра — первая школа приобретения трудовых умений и навыков, которые впоследствии будут усовершенствоваться.

Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку работать, а вместе с ним приучаем заботиться о других людях, формируя благородные желания. Приучать детей к выполнению любых бытовых дел нужно не только потому, что мы должны готовить их к будущей самостоятельной жизни. Привычка и умение делать что-то своими руками пригодятся ребенку, какую бы профессию он не выбрал, и, кроме того, они в значительной степени способствуют его умственному развитию.

Почтительность, доброе слово или поощрительная улыбка пробуждает в душах малышей внимательное и благодарное отношение к труду. Поэтому так важно позитивно оценивать даже незначительные успехи в определенной работе ребенка, показывать малышу эстетику труда.

Труд в природе – Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней. Любить природу — это значит воссоздавать и приумножать богатство нашей Родины, бережно относиться к живому, к результатам труда.

Наряду с наблюдениями труда окружающих, большое место занимает собственная трудовая деятельность ребенка. Детские сады имеют природные уголки, огороды, цветники, плодово-ягодные участки, где дети могут освоить трудовые навыки. Дети овладевают простейшими практическими навыками обращения с сельскохозяйственным инвентарем, усваивают приемы ухода за растениями, получают много сведений о росте и развитии растений. В уголках природы живут морские свинки, птички, имеются аквариумы с рыбками. Все это предоставляет возможность для ознакомления детей с жизнью животных и освоения навыков по уходу за ними.

Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему. В этом труде, как ни в каком другом, сочетаются умственные и волевые усилия.

Большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей.

Систематическая коллективная работа объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет им удовольствие и радость.

Ручной труд – «Мастерство рук — это материальное воплощение любопытного ума, сообразительности, творческого воображения. Очень важно, чтобы в детские годы каждый ребенок осуществлял руками свой замысел». «Источник способностей и дарований детей — на кончиках их пальчиков. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.» (Василий Сухомлинский)

Самостоятельное и с помощью взрослых изготовление из бумаги, картона, природного и бросового материала простейших предметов, необходимых в быту и для игр ребенка. (Из пустых спичечных коробков, пачек из под конфет, из под чая можно сделать домики, шкатулки, машинки; обклеив их цветной или оберточной бумагой, фольгой и пр.).

Различные поделки из пластилина и глины. Разнообразие материала многообразно в наше время. В магазинах есть готовые наборы для творчества детей.

Значительный интерес и заинтересованность у старших дошкольников вызывает ажурное вырезание из бумаги. Дети с удовольствием учатся вырезать из бумаги, сложенной в несколько раз, радуются созданным собственными руками салфеткам и снежинкам. С помощью специальных инструментов (ножницы с фигурными краями, дыроколы вырезающие готовые цветочки, листочки, фигурки и т.д.) можно сделать заготовки для аппликаций.

Какую бы работу мы не организовывали с детьми, главная наша цель — заинтересовать детей, показать посильность ее выполнения, постепенность действий, эстетическую и практическую ценность изготовленной собственноручно вещи. Должны формировать чувство ответственности за качество своей работы и желание порадовать ею других (например, подарить кому-нибудь изделие).

  Задачи трудового воспитания ребенка настолько разносторонни, что для их успешного решения необходимо тесное сотрудничество и взаимодействие семьи и дошкольного учреждения, родителей и воспитателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации для родителей:

1. Прежде чем требовать от ребенка качественного выполнения поручения, надо научить его это делать. Все это, казалось бы, мелочи, но ведь с таких мелочей начинает вырабатываться в человеке организованность, аккуратность, собранность, а они так необходимы, особенно при обучении в школе. ( Например: ребенок может замочить рукава, пролить воду на пол, вещи сложить так, что приходится их перекладывать. Надо показать ребенку, как правильно)

2. Дети много полезных навыков и умений приобретают в детским саду. Надо стараться повседневно поддерживать требования воспитателей.( Можно поливать растения дома, приучать готовить одежду, обувь с вечера, проверять , все ли в порядке сложено, не порвано ли)Такой домашний труд в сочетании с систематическим трудовым воспитанием в детском саду поможет сформировать у детей глубокое убеждение, что без труда жить нельзя. ( Не забываем похвалить, если видим, что хотя поручение и нелегко далось, а ребенок его выполнил).

3. Родителям надо внимательно относиться к поделкам детей, которые они делают в детском саду. Пусть поздравления-подарки не совершенны, но ведь ребенок так старался, переживал, хотел сделать как лучше.(Дома можно совместно с ребенком просмотреть подарок и сделать такой же родственникам)

4. В летнее время ребенок видит , как люди трудятся на огородах, хлопочут весь день возле домов. Надо приобщать детей к посадке цветов, молодых деревьев, кустов. ( Можно выделить ребенку грядку и вместе с ним сажать и горох, фасоль, лук, морковь и т.д.) И смотреть с ребенком : надо ли полить , нет ли сорняка, не пора ли рыхлит землю.)Во всем этом особенно ценно то, что, с одной стороны , такой непосредственный контакт с природой воспитывает в ребенке добрые чувства, а с другой способствует пониманию результативной значимости труда. Если ребенок помог посадить и вырастить дерево, увидел не нём плоды, вряд ли он захочет сломать , загубить живое, оскорбить действием природу.

5. Стараться все делать совместно с ребенком. ( Привести в порядок книжку, игрушку вместе с ребенком)

6. В нравственно-трудовом воспитании детей, родителям, принадлежит решающая роль. (Надо рассказывать детям , кто делал, какой труд вложил, сколько затратил усилий, выдумки)
Труд детей является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

1 октября 2024 в 12:03

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.