Введение
Проект представляет собой систему работы с детьми старшей группы в области речевого развития, патриотического воспитания.
Данный проект является результатом изучения психолого- педагогических источников литературы, анализа современных технологий. Он определяет основные направления, цель и задачи, а также план действий по их реализации. Проект направлен на становление ценностного отношения к родному языку детей и их родителей.
Актуальность: Овладение языком, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Это его национальное богатство. Именно в дошкольном возрасте активно усваивается речь, идет погружение в истоки национальной культуры. Поэтому, процесс речевого развития в современном дошкольном образовании, рассматривается как общая основа воспитания и обучения детей.
Проблема проекта: Отсюда вытекает важная проблема, как сохранить родной язык, приобщая ребенка к культурному наследию, духовным ценностям народа. Как помочь детям использовать словесное народное творчество в повседневной жизни, проявляя при этом интерес. Как привлечь родителей к данной проблеме.
Цель проекта: Воспитание любви, интереса и уважения к родному языку.
Задачи проекта:
- Воспитывать языковую толерантность;
- Закреплять имеющиеся достижения в речевом развитии каждого ребенка;
- Формировать языковое чутье;
- Развивать коммуникативные навыки и выразительность речи;
- Формировать четкую артикуляцию звуков родного языка;
- Закреплять правила речевого поведения;
- Формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими.
Методы, используемые в проекте:
- словесные
Беседы
Чтение художественной литературы
Заучивание стихотворений
Консультации
Рассказывание
- наглядные
Рассматривание иллюстраций
Информационно-агитационные стенды
Личный пример взрослых
Просмотр видеоинформации
Просмотр мультфильмов
- практические
Занятия
Пальчиковые игры
Дидактические игры
Драматизация
Сюжетно-ролевая игра
Подвижные игры
Предполагаемые результаты проекта
Данный проект способствует воспитанию любви к родной речи, уважительному отношению к своему народному достоянию. Развивает толерантность по отношению к языкам народов, проживающих в РТ.
Срок проведения проекта14февраля - 21 февраля 2022 год
- Этапы проекта:
Организационный этап:
изучение условий реализации проекта;
привлечение родителей к участию в проекте;
определение цели и задач;
разработка перспективного плана работы с детьми;
выбор форм и методов работы с детьми;
определение необходимого материала (дидактические пособия, литература, игры, атрибуты и т.д.)
составление перспективного плана (можно кратко указать направления плана, основные акценты в деятельности, описать тематические блоки)
определение необходимого материала (дидактические пособия, литература, игры, атрибуты и т.д.)
Продуктивный этап
№ |
Мероприятие |
Цель |
Используемая литература |
Образовательная область «Познавательное развитие» |
1. |
Беседа «Родной язык» |
Воспитывать положительное отношение, гордость и интерес к родному языку. Развивать толерантность по отношению к языкам народов. |
Т. А. Шорыгина «Наша Родина Россия», с. 13 |
2. |
Занятие «Международный день родного языка» |
Продолжать знакомить детей с праздником -Международный день родного языка. Расширять представления детей о всероссийских праздниках. Развивать эмоциональную сферу, чувство сопричастности к всенародным торжествам. |
|
3. |
Беседа «Эти мудрые русские сказки!» |
Познакомить с величайшим богатством русской народной культуры – сказками, развивать интерес к русским сказкам; учить понимать их глубокий смысл. |
В. Н. Волочкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие», с.45 |
4. |
«Посиделки» |
Воспитывать интерес к народному быту; формировать образную речь. Учить употреблять в разговорной речи пословицы, поговорки. Обогащать словарь названиями предметов быта: самовар, кочерга, чугунок, сарафан, лапти, прялка. |
Л. А. Кондрыкинская «С чего начинается Родина?», с.46 |
5. |
Рассматривание «Так мы раньше одевались» |
Продолжать знакомить детей с национальной одеждой. |
презентация |
6. |
Просмотр обучающих мультфильмов |
Поддерживать интерес к русскому языку. |
|
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» |
1. |
Беседа «Русское народное творчество» |
Формирование осознанного отношения к эстетической и нравственной ценности произведений народного творчества. Формировать навыки практического применения полученной информации в музыкальной, речевой, игровой деятельности. |
Л. В. Коломийченко, Г. И. Чугаева, Л. И. Югова «Занятия для детей 5 – 6 лет по социально – коммуникативному развитию», с.176 |
2. |
Д/и «Про кого это сказано?» |
Учить понимать смысл пословиц и поговорок русского народа, подбирать сюжетную картинку к пословице. |
Л. В. Коломийченко, Г. И. Чугаева, Л. И. Югова «Занятия для детей 5 – 6 лет по социально – коммуникативному развитию», с.180 |
Образовательная область «Физическое развитие» |
1. |
П/и «Ручеек» (русская народная игра) |
Поддерживать интерес к культуре русского народа, вызвать положительный эмоциональный отклик. |
|
2. |
П/и «Баба–ёжка» (русская народная игра) |
Поддерживать интерес к культуре русского народа, вызвать положительный эмоциональный отклик. |
|
3. |
П/и «Заря зарница» (русская народная игра) |
Поддерживать интерес к культуре русского народа, вызвать положительный эмоциональный отклик. |
Т. В. Вострухина, Л. А. Кондрыкинская «Знакомим с окружающим миром детей 5 -7 лет», с.88 |
Образовательная область «Речевое развитие» |
1. |
Чтение стихотворения «Родной язык» Т. А. Шорыгиной |
Воспитывать чувство гордости за родной язык. |
Т. А. Шорыгина «Наша Родина Россия», с. 14 |
2. |
Разучивание пословиц и поговорок о слове. |
Продолжать знакомить детей с половицами русского народа. Объяснить, что пословицы – это мудрость народа проверенная веками. |
Т. А. Шорыгина «Наша Родина Россия», с. 16 |
3. |
Д/у «Скажи наоборот» (с мячом) |
Учить детей выделять в языке слова с противоположным смыслом, выявлять их взаимосвязь. Способствовать расширению словарного запаса у детей, развивает мышление. |
|
4. |
«Вечер загадок» |
Учить отгадывать загадки |
Т.И. Тарабанина, Н.В., Елкина «1000 загадок», с. |
5. |
Д/у «Слова – друзья» |
Учить детей выделять в языке слова одинаковые по значению, выявлять их взаимосвязь. Способствовать расширению словарного запаса у детей, развивает мышление. |
А. Г. Арушанова «Речь и речевое общение. Развитие диалогического общения 3 – 7 лет», с.58 |
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» |
1. |
Рисование « Русский народный сарафан» |
Развивать эстетическое восприятие. Учить видеть и передавать красоту национального костюма, его характерные особенности. |
Конспект с презентацией |
Работа с родителями |
1. |
Папка передвижка «Словесные дидактические игры для детей старшего возраста по обучению русскому языку» |
Познакомить родителей с дидактическими играми для детей старшего дошкольного возраста. Способствовать пополнению знаний навыкам общения на родном языке. |
|
Заключительный (итоговый) этап: Поле чудес «День родного языка» (Приложение №2)
3. Заключение
Данный проект воспитывает положительное отношение, гордость и интерес к родному языку. Развивает толерантность по отношению к языкам народов.