Группа «Солнышко» МДОУ детский сад №4 «Ивушка», село Бакуры

Юридическая информация: администратором (и лицом несущим всю ответственность за всё содержание, включая файлы) сайта 20038.maam.ru и данной страницы является пользователь МААМ Татьяна Толмачева (УИ №445461, действует на основе Пользовательского Соглашения МААМ). СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Мастер - класс «Лэпбук» - как средство развития детей дошкольного возраста» - 2024г.

Сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное.

В связи с этим перед нами педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности.

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является лэпбук.

Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга).

 Лэпбук - это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме.Чтобы заполнить эту папку, детям необходимо будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.

Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой детского сада. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию.

 Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.

1. Лэпбук помогает лучше понять и запомнить материал.

2. Это отличный способ для повторения пройденного.

3. Ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию.

4. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей.

5. Лэпбук может быть содержательным элементом развивающей предметно-пространственной среды группы.

Информация в нем представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке, а с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.

В зависимости от назначения лэпбуки бывают:

- учебные;

- игровые;

- поздравительные,

- праздничные;

- автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка)

В зависимости от формы:

- стандартная книжка с двумя разворотами;

- папка с 3-5 разворотами;

- книжка-гармошка;

- фигурная папка.

 

Лэпбук :

· - информативен;

· - полифункционален: способствует развитию творчества, воображения;

· - вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);

· - трансформируем (дает возможность менять пространство в зависимости от образовательной ситуации);

· - пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

· - обладает дидактическими свойствами. Несет в себе способы ознакомления с окружающим миром;

· - является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

· - его структура и содержание доступна детям дошкольного возраста;

· - обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников;

· - лэпбук соответствует самому главному требованию – это безопасность.

 

Какое значение имеет лэпбук для педагога? Он способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования; способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности; способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми.

Для ребенка лэпбук это - помощник в понимании и запоминании информации по изучаемой теме. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.) и сделать такую коллективную книжку.

На примере создания лэпбука в своей практике я убедилась, что данный вид совместной деятельности способствует созданию эмоционального комфорта в коммуникативном общении педагогов, родителей и детей.

Эффективное использование данной образовательной технологии приводит к отчетливым позитивным изменениям в познавательном развитии детей, способствует личностному росту дошкольников. У воспитанников речь становится богаче, пополняется словарный запас, раскрывается индивидуальность, реализуются интересы и потребности.

Как сделать лэпбук?

Предлагаю Вам изготовить лэпбук по безопасности.

Для создания лэпбука вам понадобятся: картонная основа, бумага, ножницы, клей-карандаш,  скотч.

Для более быстрой работы, я уже приготовила для Вас заготовки.

Объединяемся в 4 группы

 

Работа по изготовлению лэпбука проходит в несколько этапов:


1 этап – выбор темы 

Тема для папки может быть совершенно любой, как и ее сложность. Мы будем изготавливать общий лэпбук на тему«Азбука безопасности».


2 этап – план 

Лэпбук - это учебное пособие. Поэтому необходимо продумать, что он должен включать в себя, какие задания будут уместны, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать. Мы решили рассказать о :

– дорожной безопасности;

– пожарной безопасности;

– о безопасности в быту;

– о здоровьесбережении.

3 этап – макет

Данный этап самый увлекательный. Необходимо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. Нет границ для фантазии. Вырезаем детали, приклеиваем все  на свои места или вставляем в кармашки.


4 этап – подведение итогов

Созданный лэпбук решает ряд задач современного образования, давая детям не только знания по теме, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему.

 Лэпбук— это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследования, которые однажды начавшись, будут продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача педагога лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов. Таким образом, мы видим, что метод «лэпбук» актуален и очень эффективен.

1 октября 2024 в 11:43

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.