Группа «Солнышко» МДОУ детский сад №4 «Ивушка», село Бакуры

Юридическая информация: администратором (и лицом несущим всю ответственность за всё содержание, включая файлы) сайта 20038.maam.ru и данной страницы является пользователь МААМ Татьяна Толмачева (УИ №445461, действует на основе Пользовательского Соглашения МААМ). СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Отчет по самообразованию за 2020 – 21 учебный год в разновозрастной группе по нравственному воспитанию

«Сказки –блестящее, лучшее в мире золото, то золото, что блестит огоньками в детских глазах, звенит смехом из детских уст и уст родителей» .Г.Х. Андерсен. В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям.

Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Зная возрастные особенности детей, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелания делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.

Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, т.к. считаю, что сказки вошли в детский быт малыша и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Исходя из всего этого, я поставила перед собой следующую цель.

 

Цель: Изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста. А для достижения цели определила следующие задачи.

 

Задачи:

1.Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.

2.Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.

3.Разработать перспективное планирование по теме самообразования для работы с детьми и родителями.

4.Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.

5.Развивать умение думать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению себя и другим.

6.Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

Свою работу я разбила на три этапа: подготовительный, практический и обобщающий.

 

Этапы реализации задач.

 

Подготовительный. Изучение психолого-педагогической литературы:

1.Н. Виноградова «Воспитание нравственных качеств дошкольника».

2.В. Петерина «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»

3.Т.А. Шарыгина «Вежливые сказки»

4.А.Ф. Островская «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника»

5.Л.И. Божова «О нравственном развитии и воспитании детей» 1995г.

Составили план работы с детьми:

-Подбор художественной литературы (сказок) соответствующих возрасту детей

-Разработка конспектов НОД с детьми

-Чтение сказок с рассматриванием иллюстраций и обсуждением поступков героев

-Проведение д/игр на материале известных сказок

-Проведение бесед с детьми на темы хороших и плохих поступков

-Проведение викторины по русским народным сказкам

-Проведение выставки детских работ «Мой любимый сказочный герой».

Свою работу я начала с подбора художественной литературы (сказок) соответствующих возрасту детей. Я собрала очень большую библиотеку русских народных сказок по этим возрастам с иллюстрациями разных художников и начала знакомить детей со сказками. Самый распространенный метод – это чтение сказки воспитателем. Старалась детям читать выразительно, заворожительно, меняя интонацию голоса. Дети слушали меня с интересом, внимательно, переживали за героев сказки. Во время чтения книг учила детей аккуратности и бережному обращению с книгой. Следующий метод - это рассказывание сказки. Тоже старалась рассказать так, чтобы дети заслушались.

  На закрепление знаний использовала рассматривание картинок, когда дети, глядя на иллюстрации, пересказывали сюжет сказок, задавала наводящие вопросы, на которые они отвечали, играли в дидактические игры такие как: «Расскажи по картинке», «Кто за кем», «Раскрась по описанию», «Собери из частей» и т.д. Проводила беседы с детьми на темы: «Заболел друг», «Заболела бабушка», которые побуждают детей проявлять заботу о людях, быть внимательными, чуткими.

Беседовала с детьми на темы хороших и плохих поступков, быть скромными, не хвастаться, не зазнаваться, как вести себя в гостях, как бы ты поступил, если бы... и т.д. Беседуя с детьми, побуждаю их думать и говорить, задавая им по 2-3 вопроса, даю детям высказаться. Это позволяет мне понять, о чем дети думают, что знают из личного опыта. Сказка не дает прямых наставлений детям типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», но в ее содержании всегда заложен урок, который дети должны понять с нашей помощью. Например, в сказке «Кот, петух и лиса» - кот изображен героем. Он трудолюбив, рассудительный, не оставляет товарища в беде. Сказка «Репка» - учит быть дружными, трудолюбивыми, «Маша и медведь» -предостерегает, сто в лес одним ходить нельзя, можно попасть в беду. Сказки «Теремок» и «Зимовье» - учат дружить, что вместе –сила и победа. «У страха глаза велики» высмеивают страх и трусость. А в сказках «Крошечка – «Морозко», «Царевна – лягушка» -трудолюбие вознаграждается. В сказках обязательно учат бороться со злом, а добро всегда побеждает. Так же в работе мне хорошо помогает ноутбук по которому мы смотрим мультфильмы русских народных сказок.

Провела занятия с детьми на темы: «Путешествие по русским народным сказкам», «Изготовь костюм для сказочного героя», «Избушка для лисички», «Колобок в гостях у ребят», «Посуда для медведей». Пополнила театральный уголок масками, пальчиковыми и кукольными театрами, ложками для театра. Пробуем сами сочинять сказки и у детей неплохо получается. Показываем самостоятельно кукольные театры и игры драматизации по русским народным сказкам, правда не всегда все получается, но мы не огорчаемся, учимся. Провела с детьми викторины по сказкам, выставки детских работ «Мой любимый сказочный герой», «Моя любимая сказка», «Мой любимый и не любимый герой сказки». Играем с детьми в подвижные игры «У медведя во бору», «Гуси-лебеди» и др.

 

Работа по предметно-развивающей среде.

1.Изготовление героев сказки детьми.

2.Пополнить библиотеку русскими народными сказками с иллюстрациями разных художников.

3.Пополнить уголок ряженья масками, костюмами для самостоятельной игры

.4.Пополнить кукольные, настольные театры.

 

 

Работа с родителями:

1. Проведение консультаций «Сказки помогают справиться с детским непослушанием», «Как и для чего читать детям сказки», «Роль сказки в развитии детей», «Почитай мне сказку мама», «Нравственное воспитание ребенка-основа формирования личности», «Роль семьи в нравственном воспитании ребенка»

2. Совместное творчество родителей и детей (рисунки, поделки героев сказки).

3. Рубрика в уголок «Сказка в жизни ребенка», «Как и когда, рассказывать сказки», «Читаем и играем»

4. Выставка детских рисунков по сказкам

5. Проведение этических бесед на темы: «Добрые дела», «Традиции нашей семьи».

 

III. Обобщающий.

Результат:

-Дети научились понимать смысл сказок

-Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя

-Дети стали менее застенчивы, не боясь выбирают любую роль

-Произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей

-Улучшилось взаимопонимание с родителями, они начали принимать участие в праздниках, выставках, родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.

ВЫВОД: Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание. Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Чтобы ребенок выроc хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего возраста. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность.

 

 

 

 

 

Воспитатель: _________/Толмачева Т.Г./

9 мая 2022 в 16:51

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.