Группа «Солнышко» МДОУ детский сад №4 «Ивушка», село Бакуры

Юридическая информация: администратором (и лицом несущим всю ответственность за всё содержание, включая файлы) сайта 20038.maam.ru и данной страницы является пользователь МААМ Татьяна Толмачева (УИ №445461, действует на основе Пользовательского Соглашения МААМ). СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Отчет по самообразованию за 2019 – 20 учебный год в разновозрастной группе по исследовательской деятельности

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и моя задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведет к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания полученные, в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Прежде, чем начать свою работу я подобрала и изучила необходимую литературу: О.В. Дыбина « Ознакомление с предметным и социальным окружением», О.А. Соломенникова « Ознакомление с природой», Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов «Познавательно – исследовательская деятельность» в разновозрастной группе.

Затем я определила цели и задачи своей работы.

Цель:

1.Помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности;

2.Изучить методическую литературу по данной теме;

3. Помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения;

4.Обобщение знаний по данной теме.

Задачи:

1. Создавать условия для исследовательской активности детей;

2. Поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.

Для реализации опытно-экспериментальной деятельности детей в своей группе создала мини-лабораторию «Мы - исследователи», в которой имеются необходимые инструменты для экспериментирования: специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, мерные стаканы, тарелки), бросовый материал (камешки, песок, ракушки, семена), инструменты для опытов (лупа, термометр, магнит, зеркало, песочные часы, фонарик и т.д.), огород на окошки.

С детьми проводились беседы на тему: « Необходимости и интереса к исследовательской деятельности», об экспериментировании с целью поддержки и развития интереса у ребенка к исследованиям, открытиям. Познакомила детей с необходимым оборудованием и материалами для исследовательской деятельности.

На протяжении всего учебного времени проводила НОД и опыты-эксперименты по темам:

« Можно ли пить талую воду» - показала детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды.

« Хитрые семена» - познакомила со способами проращивания семян.

« Ходит капелька по кругу» - дала детям элементарные знания о круговороте воды в природе.

 « В мире стекла» - помогала детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое).

« В мире пластмассы» - знакомила детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы; помогала выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная).

« Дерево умеет плавать» - расширяла представление о дереве, его качествах и свойствах; учила устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования.

« Сравнение стекла и пластмассы» - знакомила детей с качествами и свойствами пластмассы и стекла путем сравнения.

« Волшебная вода» - расширяла знания детей о свойствах воды.

 Жидкость не имеет формы, запаха, вкуса, прозрачная, лед - это вода, пар - это вода.

«Ткань и ее свойства» - познакомила с видами ткани (ситец, лен, драп, атлас- впитывающие влагу, кожа, болонья- не впитывают влагу).

« Воздух невидимка» - дать представление о том, что воздух есть вокруг и внутри нас, обладает свойствами (невидим, легкий, не имеет запаха), прозрачный, бесцветный.

В своей работе создавала образовательные ситуации: « Спор игрушек» - учила детей описывать предметы и определять материал, из которого созданы эти игрушки. Выяснили, что стеклянными и керамическими игрушками не играют, они используются для украшения, т.к. они хрупки; бумажные можно порвать, намочить и память.

На протяжении своей исследовательской деятельности использовала дидактические игры:

« Подбери материал для названного предмета»

« Оглянись вокруг».

« Расскажи о предмете».

« Отгадай материал».

« Где спрятался воздух».

« Что из чего будет».

В результате НОД и опытов-экспериментов дети владеют элементарными сведениями о живой и неживой природе и ее значении в жизни живых существ. Познакомились с явлениями природы (явления погоды, снегопад, круговорот воды в природе). Уточняли знания детей о воде, о ее состояниях; познакомились со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений, выяснили способы его обнаружения. Дети получили представления о свойствах ткани, воды и т.д. Познакомились со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления. Дети с удовольствием высказывали предположения и вместе со мной делали выводы.

Провела  консультации для родителей.

 «Ребенок- исследователь в детском саду».

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях» «Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности»

«Развитие любознательности детей через детское экспериментирование»

Для себя я поставила цель на будущее продолжать работу и изучить следующую литературу: Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова « Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет». О.В.Дыбина, Е.А.Сидякина, А.Ю.Кузина, С.Е.Анфисова, Л.В.Бадул «Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации (по ФГОС).

 

Воспитатель: _________/Толмачева Т.Г./

9 мая 2022 в 16:50

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.