Группа «Солнышко» МДОУ детский сад №4 «Ивушка», село Бакуры

Юридическая информация: администратором (и лицом несущим всю ответственность за всё содержание, включая файлы) сайта 20038.maam.ru и данной страницы является пользователь МААМ Татьяна Толмачева (УИ №445461, действует на основе Пользовательского Соглашения МААМ). СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Отчет по самообразованию за 2018 – 19 учебный год в группе раннего возраста по нравственному воспитанию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2 – 3 лет»

В раннем возрасте ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Этот бурный процесс не происходит  сам собой. Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям. Взрослые, находящиеся рядом с ребенком должны приложить немало усилий, чтобы детская речь развивалась правильно и своевременно.

Набирая малышей в ясельную группу, я сразу определилась с темой «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2 – 3 лет».

Эта тема стала для меня особенно актуальной после общения с вновь прибывшими детьми. Я обратила внимание что, многие дети из моей группы плохо разговаривают, у них нарушено звукопроизношение, у некоторых разговорная речь практически отсутствовала, словарный запас был скуден и невелик, общение со сверстниками и взрослыми велось в основном односложными словами и строилось или в виде просьбы, или на неречевых средствах (мимике, жестах, интонации).

Цель работы:

1. Повышение своего профессионального мастерства и компетентности; 2. Способствовать речевому развитию детей третьего года жизни средствами устного фольклора.

Задачи:

1. Приобщать детей к устному народному творчеству, развивать их речь; 2. Вызывать эмоционально положительное отношение к потешкам, сказкам, загадкам,  народным песенкам и играм; 3. Способствовать сохранению радостного настроения во время пребывания в МДОУ; 4. Воспитывать гуманные отношения.

Неоценимую роль в решении этих задач я возлагала на русский народный фольклор т.к. он расширяет знания ребенка об окружающем мире, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм народного языка. Фольклорные произведения очень хорошо воспринимаются детьми благодаря их мягкому юмору, ненавязчиму дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Приступая к работе по данной теме, я ознакомилась с методической литературой. Отбор фольклорного материала осуществляла в рамках тематических разделов Программы, учитывая возрастные особенности детей.

Прекрасным речевым материалом для меня явились народные сказки,  потешки, заклички, песенки, которые можно было использовать как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно – партнерской деятельности с детьми.

Особенно эффективно было использование малых фольклорных форм в период адаптации детей и новым для них условиям. Для обеспечения вхождения нового ребенка в группу и лучшего знакомства с ним использовала потешки, в текст которых надо было подставлять имя

Кто у нас хороший? К то у нас пригожий? Светочка хорошая, Алиночка пригожая. Красные кафтанчики Синие карманчики На дубу они сидят Меж собою говорят – про Ванечку, про хорошего.

Знакомство детей с народными  потешками я начала с рассматривания иллюстраций, картинок в книгах, игрушек. Потешки очень понравились детям. Они привлекли детей звучностью, напевностью, ритмичностью и вызвали желание слушать, повторять и запоминать занимательный текст. Для привития внимания я использовала все средства выразительности речи: мимику, жесты, силу голоса, эмоциональность, ведь дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых, они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога. Благодаря простате и мелодичности звучания потешек дети легко их запоминают и вводят в свою речь. Ценность потешек состоит в том, что в них слова можно соединить с действиями.

Совушка сова, большая голова На дереве сидит, Во все стороны глядит,  Да как полетит. Уф, уф, уф.

Потешки не только легко запоминаются, но и еще легко и инсценируются. Дети с удовольствием участвуют  в показе, используя простые атрибуты

Чики, чики, чикалочки. Едет Ванечка на палочке, Анжеличка в тележке Щелкает орешки.

Чтение потешек, в которых упоминаются имена детей вызывает у них радость. В начале дети с удовольствием слушают незнакомый текст, а потом хором все вместе повторяют за воспитателем.

Потешки я использовала для развития речи, для обогащения словаря, для развития познавательных способностей и для овладения диалогом.

Чтение,заучивание, обыгрывание даже одного диалогического фольклорного текста помогает детям освоить вопросительную интонацию.

Кисонька – мурысонька, Где была? – На мельнице. – Курочка – рябушка, Куда пошла? На речку. – Курочка – рябушка Зачем на речку пошла? За водицей. Курочка – рябушка, зачем тебе водица? Цыпляток поить. Как твои цыплята водичку будут пить? – Пи, пи, пи.

Воспитание звуковой культуры речи я осуществляла через  проведение пальчиковых игр с опорой на фольклорный материал. Детям эти игры очень нравятся.

Они хорошо запомнили к концу года текст таких  потешек, как: «Идет коза рогатая», «Этот пальчик дедушка», «Сорока ворона», «Мы капусту рубим», «Стали мы гостей созывать». К концу года многие дети стали проговаривать слова четче и яснее. Учитывая, что звуковая культура речи – это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание я обращаюсь к такому виду народного творчества, как колыбельные песенки и заклички.

Колыбельный напев и песни дети услышали от меня в первые дни посещения детского сада. Когда им приходилось оставаться в тихий час. Детей трудно было уложить в кровать, они сильно плакали.

Приходилось покачивать и напевать колыбельную. Дети, даже не понимая многие слова, слушали, успокаивались и потихоньку засыпали.

Сейчас они сами поют колыбельные песни, укладывая дочек спать. Сложив руки на груди, качают куклу, они поют и про серого волчка, и про котика кота.

Заклички я применяю, когда выходим на улицу. Заклички ценны тем, что  очень быстро запоминаются, и дети  проговаривают их при любом удобном случае хором.

Солнышко – колоколнышко Выгляни в окошко, Твои детки плачут, По лавочкам скачут.

Дождик, дождик Дождик лей, Будет травка зеленей.

Трудно представить мир ребенка без сказки.Сказка, придя к человеку в детстве, остается с ним на всегда. Почти каждый день я читаю детям сказки. Слушая русские сказки «Три медведя», «Курочка ряба», «Волк и семеро козлят», «Бобовое зернышко» и др., дети овладевают языком своего народа.

Для усвоения слов и обогащения словарного запаса рассматриваю с ними картинки, даю возможность самим пересказывать сказки, используя сюжетные иллюстрации, договаривая окончание текстовых фраз (Катится колобок по дорожке, а на встречу ему…).

Дети с удовольствием участвуют в театрализации сказок: сказок «Колобок», «Репка», «Теремок», песни «Жили у бабуси», проявляя все свои речевые знания, эмоциональные качества.

Зная, что двигательная функция у маленьких детей является ведущей, я даю им возможность побегать, пошалить и провожу с ними народные игры, которые способствуют развитию у детей памяти, внимания, сообразительности, быстроте, интеллектуальных, физических реакций.

Наши малыши любят играть в «Курочку хохлатку», «У медведя во бору», «Колпачок», «Каравай», «Во поле березка стояла», «Гуси – гуси». 

Организованную образовательную деятельность с использованием русского фольклора я рассматриваю не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. На глазах у детей сама наряжаюсь в бабушку, разговариваю за зверей разными голосами, привожу с собой разные игровые персонажи – петушка, зайку, собачку Жучку. Введенная игровая мотивация побуждает детей проявлять все свои речевые эмоциональные качества (отвечать на вопросы воспитателя, отгадывать загадки и т.д.).

Большое значение для развития речи малышей играет специальная организация предметно – развивающей среды. 

В нашей группе есть подбор книг с фольклорными произведениями, атрибута для театрализации, персонажи пальчикого театра, наборы сюжетных картинок и дидактических игр по сказкам, образные игрушки, народные музыкальные инструменты. Все это дает детям возможность самостоятельно учиться, повышать их  активность и уровень познавательно – речевого развития.

В папке для родителей помещены консультации «Устное народное творчество – как средство развития речи», «Детский фольклор».

Врезультате проделанной работы я отметила, что к концу года у большинства детей улучшилось звукопроизношение, что дети умеют отвечать на несложные вопросы, свободно общаются со взрослыми и сверстниками, пользуются формами речевого этикета, сопровождают речью игровые и бытовые действия. Дети знают стихи, потешки, песенки, сказки и с удовольствием их рассказывают и поют.

Воспитатель: _________/Толмачева Т.Г./

28 марта 2021 в 12:13

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.