Группа «Солнышко» МДОУ детский сад №4 «Ивушка», село Бакуры

Юридическая информация: администратором (и лицом несущим всю ответственность за всё содержание, включая файлы) сайта 20038.maam.ru и данной страницы является пользователь МААМ Татьяна Толмачева (УИ №445461, действует на основе Пользовательского Соглашения МААМ). СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Отчет по самообразованию за 2017 – 18 учебный год в группе раннего возраста «Духовно - нравственное воспитание через фольклор»

В 2017 – 2018 учебный год я взяла тему по самообразованию «Духовно - нравственное воспитание детей через фольклор».

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах; о доброте, милосердии, справедливости.  Понаблюдав за деятельностью детей группы, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежеланию делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания.

Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказка прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению.

Таким образом, я поставила перед собой следующую цель: формирование нравственного  поведения у детей старшего дошкольного возраста посредствами народных сказок.

А для достижения цели определила следующие задачи:

1.Побуждать интерес к сказкам.

2. Создать необходимые условия для знакомства детей со сказками.

3.Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.

4.Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.

Приступая к работе по данной теме, я использовала следующую литературу:

Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности». - М.: Мозаика – Синтез, 2013;

А. В. Щеткина «Театральная деятельность в детском саду»;

В.И. Петрова, Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду.  Москва 2006.

Ф.А. Сохина. Развитие речи детей дошкольного возраста.  Москва 

«Просвещение» 1979.

В.В. Гербова. Приобщение детей к художественной литературе. Москва 2006.

В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. Нравственное воспитание в детском саду. Москва «Просвещение»1984

З.А. Гриценко «Ты детям сказку расскажи» Москва 2003.

Л.Б. Фесюкова «Воспитание сказкой» Москва 2000.

 Важнейшим условием успешной реализации подхода является создание среды.

 В группе был создан «Книжный уголок», который знакомит детей с русскими народными сказками. Оснащение картотеки, аудиозаписи по рус. нар. сказкам; в уголке ряженья костюмы для инсценировки сказки «Волк и козлята», «Теремок», «Репка», «Колобок»; рассматривание игрушек и иллюстраций к сказкам; игры с настольным театром.

Сказки не только заставляют ребёнка задуматься над важными жизненными вопросами, но и помогают найти на них ответы. Американский психолог Б. Беттельхейм утверждает: «Детям нужны сказки», ибо они являются необходимой пищей для развития личности.

Работая в детском саду, наблюдая за поведением детей, осознаешь, что нужен подход к детям через сказку, который бы указал им правильный путь. Одним из направлений такого подхода можно считать приобщение детей к художественной литературе, сказкам.

Сказка дает детям эталонные представления о добре и зле, в их героях много общего; смелость, сострадание к ближнему, уважение к старшим, отсутствие корысти и жадности, терпение, трудолюбие, верность слову, незлопамятность.

В течение года было организовано чтение русских народных сказок с рассматриванием иллюстраций и обсуждением поступков героев. Это воспитало интерес к русским народным сказкам, научило сопоставлять иллюстрации с фрагментами сказки. Самый распространенный метод чтение сказки воспитателем. Во время слушания сказок я наблюдала за реакцией детей и это показало, что эмоциональное впечатление детей включает в себя элементы осознания сюжета, правильной оценки событий, понимая характера героев, хотя в начале не все дети вели себя, как подобает при коллективном слушании.

Некоторые дети были невнимательны, другие мешали слушать. Поэтому от занятия к занятию я стремилась разнообразить приемы активизации внимания и виды деятельности детей в «сказочном царстве».  

Не маловажное значение имеет и работа с родителями. В течение года были проведены консультаций: «Чему могут научить сказки?», «Роль народной сказки в воспитании детей», «Как и когда рассказывать сказки».

Очень интересно прошёл конкурс рисунков по проекту «По дорогам сказок» внутри группы, где дети, вместе с родителями принимали участие.

Я считаю, что в результате продельной работы есть положительные результаты:

- дети с вниманием слушают, рассуждают, анализируют содержание сказки.

- дети стремятся пересказывать услышанное содержание, произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей.

- чувствовали и понимали эмоциональное состояние героя; вступали в ролевое взаимодействие с персонажами. Проявляли инициативу для экспериментирования одного и того же образа.

- поддерживали интерес к театрализованной игре путём приобретения игровых умений.

Вывод:

  Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание. В результате формирующего этапа, целью которого была: формирование нравственного поведения у детей дошкольного возраста посредствами народных сказок, дети научились:

– применять полученные навыки доброжелательности, чуткости, деликатности, терпимости, в играх и в повседневной жизни;

– воспитывать в себе потребность вежливого отношения в общении со сверстниками и взрослыми.

Воспитатель: ___________/Толмачева Т.Г./

28 марта 2021 в 12:11

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.