Группа «Солнышко» МДОУ детский сад №4 «Ивушка», село Бакуры
Юридическая информация: администратором (и лицом несущим всю ответственность за всё содержание, включая файлы) сайта 20038.maam.ru и данной страницы является пользователь МААМ Татьяна Толмачева (УИ №445461, действует на основе Пользовательского Соглашения МААМ). СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. |
Отчет по самообразованию за 2017 – 18 учебный год в группе раннего возраста «Духовно - нравственное воспитание через фольклор»В 2017 – 2018 учебный год я взяла тему по самообразованию «Духовно - нравственное воспитание детей через фольклор». В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах; о доброте, милосердии, справедливости. Понаблюдав за деятельностью детей группы, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежеланию делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказка прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению. Таким образом, я поставила перед собой следующую цель: формирование нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста посредствами народных сказок. А для достижения цели определила следующие задачи: 1.Побуждать интерес к сказкам. 2. Создать необходимые условия для знакомства детей со сказками. 3.Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей. 4.Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других. Приступая к работе по данной теме, я использовала следующую литературу: Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности». - М.: Мозаика – Синтез, 2013; А. В. Щеткина «Театральная деятельность в детском саду»; В.И. Петрова, Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. Москва 2006. Ф.А. Сохина. Развитие речи детей дошкольного возраста. Москва «Просвещение» 1979. В.В. Гербова. Приобщение детей к художественной литературе. Москва 2006. В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. Нравственное воспитание в детском саду. Москва «Просвещение»1984 З.А. Гриценко «Ты детям сказку расскажи» Москва 2003. Л.Б. Фесюкова «Воспитание сказкой» Москва 2000. Важнейшим условием успешной реализации подхода является создание среды. В группе был создан «Книжный уголок», который знакомит детей с русскими народными сказками. Оснащение картотеки, аудиозаписи по рус. нар. сказкам; в уголке ряженья костюмы для инсценировки сказки «Волк и козлята», «Теремок», «Репка», «Колобок»; рассматривание игрушек и иллюстраций к сказкам; игры с настольным театром. Сказки не только заставляют ребёнка задуматься над важными жизненными вопросами, но и помогают найти на них ответы. Американский психолог Б. Беттельхейм утверждает: «Детям нужны сказки», ибо они являются необходимой пищей для развития личности. Работая в детском саду, наблюдая за поведением детей, осознаешь, что нужен подход к детям через сказку, который бы указал им правильный путь. Одним из направлений такого подхода можно считать приобщение детей к художественной литературе, сказкам. Сказка дает детям эталонные представления о добре и зле, в их героях много общего; смелость, сострадание к ближнему, уважение к старшим, отсутствие корысти и жадности, терпение, трудолюбие, верность слову, незлопамятность. В течение года было организовано чтение русских народных сказок с рассматриванием иллюстраций и обсуждением поступков героев. Это воспитало интерес к русским народным сказкам, научило сопоставлять иллюстрации с фрагментами сказки. Самый распространенный метод чтение сказки воспитателем. Во время слушания сказок я наблюдала за реакцией детей и это показало, что эмоциональное впечатление детей включает в себя элементы осознания сюжета, правильной оценки событий, понимая характера героев, хотя в начале не все дети вели себя, как подобает при коллективном слушании. Некоторые дети были невнимательны, другие мешали слушать. Поэтому от занятия к занятию я стремилась разнообразить приемы активизации внимания и виды деятельности детей в «сказочном царстве». Не маловажное значение имеет и работа с родителями. В течение года были проведены консультаций: «Чему могут научить сказки?», «Роль народной сказки в воспитании детей», «Как и когда рассказывать сказки». Очень интересно прошёл конкурс рисунков по проекту «По дорогам сказок» внутри группы, где дети, вместе с родителями принимали участие. Я считаю, что в результате продельной работы есть положительные результаты: - дети с вниманием слушают, рассуждают, анализируют содержание сказки. - дети стремятся пересказывать услышанное содержание, произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей. - чувствовали и понимали эмоциональное состояние героя; вступали в ролевое взаимодействие с персонажами. Проявляли инициативу для экспериментирования одного и того же образа. - поддерживали интерес к театрализованной игре путём приобретения игровых умений. Вывод: Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание. В результате формирующего этапа, целью которого была: формирование нравственного поведения у детей дошкольного возраста посредствами народных сказок, дети научились: – применять полученные навыки доброжелательности, чуткости, деликатности, терпимости, в играх и в повседневной жизни; – воспитывать в себе потребность вежливого отношения в общении со сверстниками и взрослыми. Воспитатель: ___________/Толмачева Т.Г./ 28 марта 2021 в 12:11
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.