"Ум ребенканаходится на кончиках его пальцев"
В. Сухомлинский
Ладушки», «Сорока», «Этот пальчик» — первые игры, скоторыми знакомится ребенок. Они передаются из поколения в поколение неслучайно — в них заложена вековая мудрость народа. Именно эти игры дают возможностьустанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, развивать умалыша понимание обращенной речи, активизировать работу пальцев рук,способствовать формированию навыка захвата предмета (развитию мелкой моторики),что в свою очередь имеет важное значение для развития внимания, памяти,мышления ребенка.
М. М. Кольцова в работе «Ребенок учитсяговорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человекаформируются под влиянием импульсов от пальцев рук.Учитывая тот факт, чтоактивные движения пальцев стимулируют развитие сечи, целесообразно расширятьобъем пальчиковых игр и систематически использовать их в работе сдошкольниками.
Пальчиковые игры по мотивам русскихнародных и авторских сказок помалюют не только совершенствовать мелкуюмоторику, но и закреплять знание содержания сказок, развивать речь и образноемышление.
Играя с детьми в пальчиковые игры,следует обратить внимание на точность и качество выполнения движений, насогласованность речи с работой пальцев и кистей рук.
Прежде чем играть с ребенком в"пальчиковые игры", вы, уважаемые папы и мамы, бабушки идедушки, должны сами хорошо знать каждую из игр. У ребенка во время игрыдолжно быть ощущение эмоционального подъема от увиденного. Только тогда Вашребенок с удовольствием будет выполнять Ваши задания:
«Колечки» — подушечки больших пальцев не простопоочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают наних;
«Кулачки»— с силой плотно прижимать согнутые пальцы к ладоням;
«Лучики» — при разжимании кулачков напрягатьвыпрямленные пальцы;
«Веер» — прямые напряженные пальцы сдвигать вместе и раздвигать;
«Замок» — соединить ладони обеих рук,пальцы скрестить и согнуть, прижимать их к тыльной стороне кистей;
«Гребешок» — положение ладоней как впредыдущем упражнении, но скрещенные пальцы прямые и напряжены;
«Бородка» — соединитьвместе тыльные стороны ладоней, пальцы обеих рук скрестить и выпрямить;
«Клювики»— большой и указательный пальцы ритмично соприкасаются подушечками, остальные пальцывыпрямлены и прижаты друг к другу;
«Коза» — соединить подушечки большого,среднего и безымянного пальцев; указательный палец и мизинец выпрямить ипошевеливать ими;
«Волны» — шевелить прямыми пальцами безнапряжения;
«Маятник» — прямой указательный палецнаклонять влево и вправо, остальные пальцы согнуты в кулачок;
«Кнопочки» — кисти рук держатьпараллельно друг другу, с надавливанием ритмично соединять подушечкиодноименных пальцев («стучать» подушечками);
«Хлопки» — ритмично хлопать в ладоши;
«Цепочка» — соединить подушечки большогои указательного пальцев левой руки, просунуть указательный палец правой руки вобразовавшееся колечко и соединить его с большим пальцем правой руки;
«Коготки» — прямые пальцы разведены,напряжены — ритмично сгибать первые и вторые фаланги пальцев;
«Молоточки»— ритмично с чередованием постукивать кулачком одной руки по ладони другой;
«Бутон» — соединить кончики пальцев однойруки и стучать ими по ладони другой руки;
«Здравствуй» — ритмично с перехватомсжимать пальцами ладонь противоположной руки.
Пальчиковые игры по р.н.с. сказкам
Кот, Петух и Лиса
Жили Котик сПетушком
У лесной опушки,
Но однажды Лисонька
Подкралась к избушке. («Колечки».)
УтащилаПетушка
За высоки горы,
Утащила Петушка
В свою лисью нору. («Кулачки»,«Лучики».)
Смелый Котикв лес пошел
И нору Лисы нашел. («Колечки»,«Здравствуй».)
Умный Котикспас дружка
Петю-Петю-Петушка. («Гребешок».)
Живут Котикс Петушком
У лесной опушки («Колечки».),
И теперь ужеЛиса
Не ходит к их избушке. («Маятник».)
Рукавица
На охотувышел дед
Зимнею порою («Колечки».),
Рукавицу потерял
Под большой сосною. («Лучики».)
Дома стал ее смотреть («Колечки».) —
Не нашел на месте («Веер».)
И отправился искать («Колечки».)
В лес с собакой вместе. («Кулачки».)
А в лесу в той рукавице («Колечки».)
Звери стали дружно жить:
Мышь с лягушкой и лисицей,
Заяц, волк, кабан, медведь. («Кнопочки».)
В лес собакаприбежала («Колечки».),
Всех зверей перепугала, («Лучики».)
Рукавицу подняла («Колечки».),
Деду в руки отдала. («Здравствуй».)
Репка
В огородедедка
Репку посадил,
И водой из лейки
Репку он полил. («Колечки».)
Расти,расти, репка,
И сладка, и крепка.
Расти, расти, репка,
И сладка, и крепка. («Хлопки».)
Выросларепка
Всем на удивленье («Колечки».),
Большая-пребольшая,
Всем хватит угощенья. («Лучики».)
Выросларепка
И сладка, и крепка. Выросла репка
И сладка, и крепка. («Хлопки».)
Пальчиковые игры не толькоразвлекают малыша, а еще и помогают взрослым развивать у ребенка координациюдвижений, стимулировать развитие речевых навыков, активизировать память,мышление, развивать творческое мышление и внимание